Кольский, зима 1975

Воспоминание о маршруте, спустя 45 лет

Приехали в Нефелиновые Пески.
Из поезда выгрузились 3 группы. Еще к нам присоединился парень из нашего маевского турклуба – Молнар, который хотел в этот день догнать свою группу (Кубышина), которая уже была в долине Меридианального ручья.
У Кеммериха я прочитал, что можно пройти 2 км от станции по железной дороге на север, увидеть перевал Юмьеккор, а затем идти к нему по азимуту.
Первая часть этого плана получилась легко. Когда же мы свернули от железной дороги на восток, перевал исчез из виду, началась тропежка, группы перемешались, но были полны энтузиазма. Впереди часто шел наш Саша Козлов. Вскоре мы пересекли ЛЭП и подъем вдоль ручья стол круче. На границе леса с трудом удалось догнать и остановить Сашу. Остальные группы и Молнар ушли дальше вверх вдоль неглубокого оврага.
Мы передохнули и взяли азимуты на острова озера Имандра. Сразу стало очевидно, что мы находимся севернее ручья, ведущего к перевалу Юмъеккор. Прошли по границе леса на юг, уперлись в нужное ущелье, сняв лыжи, спустились к ручью и пошли вверх по нему на восток, к перевалу. Когда мы вышли за границу леса, сильный ветер и позднее время (около 15:00) навели нас на мысли, что в первый день лучше не надрываться, а спокойно первый раз поставить палатку и печку. Поэтому мы вернулись к пересечению ручья с меридианальным ущельем («крестик») и встали на ночевку.
Палатку нам дал друг Тихомирова. Это была двухскатная перкалевая палатка, значительно более легкая, чем брезентовый шатер. Печка подвешивалась в середине под коньком, труба с помощью двух колен выводилась в заднюю стенку палатки горизонтально. Если в трубу задувал ветер, дым шел в палатку. Поэтому мы ставили перед трубой частокол из лыж, и к концу похода их носки стали совершенно черными.
Уже в темноте мы услышали голоса. Оказалось, что недалеко от нас встала одна из групп, с которыми мы начинали утром. Когда они продолжили подъем, а погода испортилась, одному из их участников стало нехорошо (возможно, из-за перегрузки в первый день), и группа спустилась по меридианальному ущелью к Нефелиновым пескам. Больного оставили на станции, а сами вернулись к «крестику». Забавно, что они собирались на следующий день вернуться вверх по меридианальному ущелью (на север), только утром, увидев перевал, они поменяли свой план. Когда мы подошли к перевалу, то к общему удивлению встретили там третью группу! Эти ребята накануне перевалили в ручей, текущий на север, а затем перевалили на юг (через перевал Хибинпахкчорр чуть западнее вершины Гольцовка) под Юмьеккор. У них были примусы, поэтому они спокойно переночевали вне зоны леса. Молнар покинул их до перевала, спустился на север до р. Гольцовки, затем поднялся вверх по Гольцовке и Меридианальному ручью и нашел свою группу.