ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

о природно-историческом комплексе «Пороги» в Саткинском районе Челябинской области

I. Краткая характеристика физико- и экономико-географического положения
Заводской комплекс Пороги располагается в 20 км к северо-западу от узловой железнодорожной станции Бердяуш, в нижнем течении реки Большая Сатка.
Основу геологического строения района составляют породы протерозойского и нижнепалеозойского возраста. Грядовые структуры сложены кварцитами, межгорные понижения (долина р.Б.Сатка и долины ее притоков) - известняками, доломитами, песчаниками. Данный район принадлежит к кряжевой зоне Южного Урала.
Низкогорные хребты: Жукатау (992 м), Казан-Салган (753 м), Чулковский (780 м) и Уары (745 м) простираются с юго-запада на северо-восток, имеют вид крутосклонных горных цепей «сундучной» формы, ограничивающих долину р.Б.Сатка с востока и запада. Глубина вреза долины до 450 м. Между хребтами Чулковский и Уары долина реки сужается до 50-70 м, средний уклон достигает 4,75 м на км, что явилось в свое время оптимальным условием для создания комплекса гидротехнических сооружений. Тип питания реки - смешанный с преобладанием снегового питания. Естественный режим стока с зимней и летней меженью, весенним половодьем и периодическими летними паводками, зарегулирован системой промышленных прудов в верховьях реки.
Растительность представлена в основном антропогенноизмененными сообществами смешанных лесов.
II. Исторические сведения
В начале ХХ века производство ферросплавов в России полностью отсутствовало. Необходимые для отечественной металлургии ферросплавы такие, как ферросилиций, ферромарганец, феррохром и т.д., которые существенно повышали качество выплавляемой сталей, Россия была вынуждена ввозить из-за границы. А потребность в качественных сталях Российское государство испытывало особую... Поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг., необходимость скорейшего восстановления российского броненосного флота, почти полностью уничтоженного под Цусимой, перевооружение армии и начавшийся в это время экономический подъем - все это послужило причиной поиска путей создания собственного ферросплавного производства. Решение этой проблемы позволило бы избавиться от зависимости в поставках ферросплавов из-за границы. При этом следует упомянуть, что транспортировка определенных видов ферросплавов по морю была сопряжена с большим риском. Так, например, перевозимый на пароходах ферросилиций под воздействием влаги разлагался, выделяя взрывоопасный газ. В 1904-1905 гг. русский горный инженер Александр Филиппович Шуппе проводит изыскания на реке Б.Сатка. Самым эффективным способом выплавки ферросплавов являлся в то время – способ электротермии. Самую дешевую электроэнергию можно было получить, используя энергию падающей воды. Так как Шуппе знал о том, что на Южном Урале имеются месторождения хромистых железняков, то это натолкнуло его на мысль поискать вблизи таких месторождений горную реку для использования ее живой силы при производстве феррохрома и ферросилиция. С этой целью он проводил исследования русла реки Б.Сатка, осуществляя поиск удобного во всех отношениях места для строительства гидроэлектростанции и ферросплавного завода. Такое место А.Ф.Шуппе находит в 35 верстах от Саткинского завода, в 18 верстах от железнодорожной станции Бердяуш и в 5 верстах выше впадения р.Б.Сатка в р.Ай. Здесь в самом узком месте долины р.Б.Сатка, зажатой между двумя хребтами Уары и Чулковский было выбрано место под строительство. Тут же рядом на Чулковском хребте предполагалось добывать кварцит – исходное сырье для получения ферросилиция. 29 сентября 1905 года А.Ф.Шуппе подает прошение на имя министра финансов об передаче ему участка казенной земли площадью 50 десятин на левом берегу р.Сатка под строительство электрометаллургического завода. Такое разрешение было вскоре получено, и 3 июня 1906 года с казной заключается договор на аренду сроком на 99 лет. Размер платы за аренду 1 десятины составил 1 рубль, а за использование водяной силы реки – 500 рублей в год. 13 октября 1907 года Шуппе просит увеличить участок арендуемой земли еще на 10 десятин и разрешить строительство второй плотины на р.Б.Сатка. 9 ноября 1907 года разрешение было получено. Начиная с 1906 года, ведется проектирование гидроузла и заводского комплекса. Эту работу выполнил ученый-гидродинамик, профессор Б.А.Бахметьев. В архиве завода и до настоящего времени сохранились некоторые чертежи, подписанные его рукой. 6 мая 1908 года образуется фирма «Уральское электрометаллургическое товарищество графа А.А.Мордвинова, графини Е.А. Мордвиновой, барона Ф.Т.Роппа и А.Ф.Шуппе». На средства этого товарищества и началось строительство завода в урочище Пороги на р.Б.Сатка. Объем работ на строительство завода предполагался большим, и поэтому для этой цели были привлечены мастеровые с ближайших заводов (Саткинского, Юрюзанского, Катав-Ивановского, Аша-Балашовского и др.). Участвовали в строительстве так же крестьяне и башкиры из окрестных деревень. Для качественной кладки плотины и производственных помещений завода из Центральной России (Псков) были завербованы около 40 квалифицированных каменщиков. Всего же на стройке использовалось до 300 мастеровых и свыше 1000 подвод. Для стройки был использован местный камень, в изобилии имевшийся рядом. Здесь же, вблизи от завода, велось строительство жилых домов для рабочих и служащих. В общей сложности все строительство заняло менее двух лет. Завод был построен по последнему слову техники и представлял собой единый комплекс зданий и сооружений гармонично вписанных в рельеф левого берега р.Сатки. Он состоял из плотины, построенной методом кладки из камня на растворе высотой 21 м и длиной по гребню 125 м, а также собственно производственного корпуса, в котором размещались машинный зал электростанции, электроплавильный цех и отделение для подготовки шихты и электродов. Кроме этого в комплекс входили: заводская химическая лаборатория, построенная из камня, деревянный склад и весовая, конюшня, пожарный сарай, кузня, а также здание конторы, расположенное в поселке в нескольких сотнях метров от завода. Заводской комплекс был оснащен разнообразными механизмами, машинами и агрегатами лучших западноевропейских фирм Англии, Германии и других стран. Так, например, в помещении машинного зала ГЭС были установлены две гидротурбины производства фирмы «Бриглеб, Хансен и Ко», изготовленные в 1909 году в г.Гота (Германия). Одна из них мощностью 800 л.с. на одном валу с генератором для питания электропечей, вторая мощностью 50 л.с. на одном валу с генератором трехфазного переменного тока для освещения завода и поселка. В помещении машинного зала был установлен мостовой однобалочный кран клепаной конструкции с ручным цепным приводом хода моста, передвижения тележки и подъема, изготовленный на заводе г.Бирмингем (Англия), грузоподъемностью 5 тонн. В плавильном цехе были установлены дуговые электропечи системы «Эру» (П.Эру, Франция). Печи работали на цельных графитовых электродах сечением 400х400 мм. Электроды изготавливались здесь же в отделении подготовки электродов. В отделении подготовки шихты для измельчения сырья применялась дробилка «Блэка». На плотине были установлены блочные и зубчато-реечные подъемники затворов. 1 июля 1910 года завод «Пороги» (названный так в память о каменных порогах, затопленных прудом) был пущен в эксплуатацию. 12 июля 1910 года заводские печи выдали свою первую опытную плавку ферросилиция, а 24 августа этого же года была выпущена опытная плавка феррохрома весом 954 кг. За первые полгода со дня пуска завода здесь было выплавлено 33 325 пудов ферросилиция и 12 875 пудов феррохрома. В плавильном цехе велись опыты по выплавке и других ферросплавов. К 1921 году, то есть за 10 лет работы завода, в его печах была опробована технология выплавки 25 и 50 процентного ферросилиция, углеродистого феррохрома и ферромарганца, карбида кремния и кальция, ферровольфрама. То есть помимо массовой выплавки ферросплавов того или иного состава на «Порогах» проводились эксперименты по отработке новых технологий плавки ферросплавов. После октябрьских событий 1917 года завод продолжал работать под началом своего первого управляющего А.Ф.Шуппе. В 1918 году Шуппе из Порогов переехал работать в Златоуст, а затем, спустя некоторое время, выехал в Одессу. Сам завод сначала вошел в состав Южно-Уральского горнозаводского треста, а затем в объединение «Востоксталь». В 1928 году завод «Пороги» был передан Саткинскому металлургическому заводу. В 20-30-е годы завод выплавлял сначала углеродистый феррохром, затем 30-40 процентный ферросилиций, а позднее 45-75 процентный ферросилиций в количестве 40000 пудов в год. После установки в 30-х годах еще одной гидротурбины мощностью 750 кВт появилась возможность наладить работу еще одной пары печей. Сразу же вырос и выпуск ферросплавов. Являясь до 1931 года единственным в России предприятием по выплавке ферросплавов, этот маленький по мощности завод не мог решить проблемы обеспечения бурно развивающейся металлургии огромной страны. Именно тогда и начал строиться завод ферросплавов в Челябинске, а завод-пионер этой отрасли в Порогах сыграл свою роль в формировании научных и производственных кадров для вновь создаваемых заводов. Первостроителя и инициатора строительства завода А.Ф.Шуппе здесь сменил С.С.Штейнберг, в последствии видную ученый-металлург, профессор, член-корреспондент АН СССР. Работал в «Порогах» известный советский металлург М.А.Иовнович, начинали тут свою карьеру будущий директор ЧЭМК - В.Н.Гусаров, главный инженер Кузнецкого ферросплавного завода Ананьев и многие другие. 25 июля 1931 года в Челябинске был введен в строй ЧЭМК, положивший начало отечественному производству качественных сплавов в больших объемах. Это позволило отказаться от закупки их за рубежом. Челябинск стал «столицей» ферросплавов, а старый завод в Порогах стал понемногу забываться, хотя и не прекращал своей работы. И когда к концу 60-х годов в стране было уже достаточное количество современных ферросплавных заводов, появилась возможность перепрофилировать производство ферросплавов на выпуск качественного огнеупора - периклаза. Выпуск данной продукции продолжался до 2001г.
Таким образом, заводской комплекс «Пороги», построенный в начале ХХ столетия, оснащенный техникой того же времени, работает уже 95 лет, не имеет больших искажений в своем первоначальном облике вследствие реконструкций, ремонтов и перестроек и является уникальным действующим памятником истории науки и техники.
III. Описание строительных конструкций объектов комплекса
1. Полная техническая документация на объекты комплекса отсутствует. Сохранилось несколько разрозненных копий- «синек» бахметьевских чертежей (например, один из поперечных разрезов по машинному залу, чертеж металлических конструкций верхнего строения плотины с размещением подъемных механизмов), однако, цельный комплект общих видов - планы, разрезы, фасады - по плотине и корпусам отсутствует. Материалы настоящего раздела составлены на основании внешнего осмотра, фотографирования, достаточно приблизительных обмеров (только в плане) и частичного использования отдельных, зачастую не подписанных и не датированных чертежей порожского архива.

2. Комплекс состоит из плотины, здания плавильного цеха и электростанции , открытой монорельсовой эстакады, каменного сарая, здания лаборатории, бывшей весовой и бывшего угольного склада. Здание конторы с квартирой управляющего находится в нескольких сотнях метров вверх по течению от завода.

2.1. Плотина из бутового камня шириной около 12,5 м по подошве, около 4,2 м по гребню, общей длиной 125 м, длиной водосливной части ок. 71 м, фронтом слива 57,5 м (т.е. по всей длине водосливной части за вычетом ширины быков) максимальной высотой 21 м и максимальным напором 17 м. По быкам уложено пролетное строение балочного типа из металлических профилей, клепанное, с дощатым ходовым настилом, на котором размещены подъемные механизмы для подъема затворов блочного и зубчато-реечного типов. Быки второй, третий, четвертый и пятый со стороны правого берега усилены (судя по фактуре бетона и следам опалубочных работ) железобетонными рубашками.

2.2. Здание плавильного цеха и электростанции выполнено единым компактным объемом. Машинный зал 22х12 м в чистоте, двухэтажный. Стены из постелистого бутового камня. Над проемами цокольного этажа, расположенными ниже уровня воды в нижнем бьефе - каменные; арки над окнами первого этажа (собственно машинного зала) кирпичные полуциркульные. Междуэтажное перекрытие монолитное железобетонное. Покрытие - по металлическим треугольным фермам из парных уголков по сплошному дощатому настилу железная кровля. Здание механической мастерской, примыкающего к машинному залу с севера, меньшей высоты и пролета, но с таким же конструктивным решением. Подкрановые пути мостового крана грузоподъемностью 5 тонн устроены не в виде изгибаемых балок, опирающихся на подкрановые ветви или (часто в старых заводских зданиях Урала) на пилястры, а в виде рельс, уложенных по продольному подрельсовому брусу, опирающемуся на уступ стены, которая от подошвы подрельсового бруса имеет меньшую толщину. В этом здании с холодными ограждающими конструкциями установлена небольшая коксовая печь, более или менее обогревающая рабочее место оператора близ щита; впрочем, и во всем здании в день осмотра температура был положительная.

2.3. Открытая монорельсовая эстакада интересна сложной конфигурацией путей.

2.4. Каменный сарай сложен из камня неправильной формы насухо.

2.5. Здание лаборатории - каменное одноэтажное с подвалом со стороны пониженного рельефа, с автономным центральным отоплением, совмещенным с топкой лабораторной печи.

2.6. Угольный сарай представлял собой инженерный курьез (в настоящее время демонтирован). Сарай был перекрыт деревянной фермой пролетом около 10 м, нижнему поясу которой решили предать изгибную жесткость, выполнив среднюю ее часть составной из трех брусьев один над другим, соединенных деревянными прямоугольными шпонками против сдвига и стянутых вертикальными болтами (значительно позднее подобная конструкция получила название «балки Деревягина»). Естественно, ферма перестала работать как таковая.

2.7. Весовая демонтирована.

2.8. Контора - одноэтажное бревенчатое здание с четырехскатной крышей на высокой каменной подклети.

3. Состояние отдельных зданий и сооружений и меры по поддержанию их живучести.

3.1. В результате фильтрации напорной воды и морозного выветривания происходит разрушение кладки плотины. В наружной версте кладки крайнего правобережного быка мы видели незаполненный раствором вертикальный шов, зияющий на сорок! миллиметров. В левом быке несколько камней наружной (облицовочной) версты выпало. Трещины, видимые с ходового настила по верху быков невооруженным глазом (т.е. 0,5-1,0 мм) носят массовый характер. В отчете Уралэнерго 1986 г. отмечается отклонение быков от вертикали в направлении вдоль и поперек течения.

3.2. Здание электростанции и плавильного цеха, как и вышележащие здание химлаборатории, носит следы подвижки склона - к счастью, не слишком значительной. Кладка наружной стены (речной) электростанции разорвана лишь в одном месте близ пяты одной из надоконных арок, и здесь можно обойтись пока без ремонтно-восстановительных работ, ограничившись взятием здания на тщательный контроль (обязательна установка маяков!).

3.3. Здание химлаборатории. В результате подвижки склона южная стена разорвана по всей высоте. Юго-восточный угол здания на всю высоту подперт мощным контрфорсом, однако, отсутствие документированных наблюдений за зданием не позволяет сказать, стабилизировались ли деформации здания после постройки контрфорса. Если контрфорс не срабатывает, возможно, потребуется стальной предварительно-напряженный пояс вокруг здания в двух уровнях (ниже и выше окон 1 этажа).

3.4. Здание склада демонтировано.

3.5. Здание весовой демонтировано.

3.6. Общеплощадочные сооружения - подпорные стенки, облицовка откоса. Подпорная стенка, ограничивающая выемку у входа в машинный зал (со стороны плотины), сильно наклонена (не менее 10 градусов) внутрь выемки.
Береговой откос выше приямка у западной стены плавильного отделения был когда-то облицован. Мы установили это из чертежа отдела зданий и сооружений завода.
IV. Описание машин и механизмов комплекса «Пороги»
1. В описании авторы использовали часть архивных материалов: чертежей, схем и материалов профилактических осмотров оборудования. Объем данных материалов явился недостаточным для сколько-нибудь квалифицированной технической оценки большей части оборудования. Поэтому многие выводы о тех или иных характеристиках оборудования сделаны в итоге устных описаний мастера, рабочих, визуального осмотра и использования справочной литературы.

2. Весь комплекс промышленного оборудования можно разделить на 2 части:
- оборудование для производства ферросплавов;
- оборудование для производства электроэнергии.

2.1. Гидроэлектростанция
2.1.1. Краткий исторический очерк
В 1874 году Пироцкий выдвинул проект преобразования водной энергии в энергию электрическую. В период последнего десятилетия ХIХ века в России существовало множество проектов строительства ГЭС разной мощности на Неве, Нарове, Волхове, Свири, Днепре и других реках. Лишь в конце века под руководством В.Н.Чиколева и Р.Э.Классона была построена первая в России ГЭС на р.Охте мощностью 0,3 мВт для снабжения электроэнергией Охтинского порохового завода в Санкт-Петербурге. Другая ГЭС «Белый уголь» мощностью 990 л.с. и вырабатываемым напряжением 8000 В была сооружена на р.Подкумок (Северный Кавказ) для освещения г.Минеральные Воды. ГЭС завода «Пороги» была построена наряду с Гиндукушской, Сестрорецкой, Алавердинской и другими в конце первого десятилетия ХХ века. Таким образом, авторы берут на себя смелость утверждать, что Порожская ГЭС является старейшей действующей промышленной ГЭС в границах России.
2.1.2. Порожская ГЭС мощностью 1360 кВт (610 кВт в 1910 году) включает в себя:
- комплекс гидротехнических сооружений (пруд, плотина);
- водозаборное сооружение, размещенное в сопрягающем массиве между глухой левобережной и водосливной частями плотины (на генеральном плане напорная камера), соединенное с машинным залом ГЭС самотечными линиями диаметром 2,5 м и общей длиной 20 м. Пропускная способность линий 15-20 куб. метров в секунду;
- машинный зал размерами 22х12 м, двухэтажный: на верхнем этаже располагается основное оборудование - гидротурбины и генераторы. Цокольный этаж служит для подвода самотечных линий к гидротурбинам 1 и 3 и отвода воды, посредством коленчатых всасывающих труб и проемов в северо-восточнойстене, в основное русло.
2.1.3. Гидротурбина и генератор 1
Сдвоенная горизонтальная радиально-осевая (реактивная) гидротурбина правого обращения (если смотреть со стороны генератора), или лопастная турбина Френсиса. Примечание: к радиально-осевому типу относятся все гидротурбины Порожской ГЭС.
Краткий исторический очерк
Первая гидротурбина была построена в 1750 году венгерским ученым В.Сегнером. В 1827 году француз Фурнерон построил радиально-центробежную турбину, которая впервые приобрела практическое значение в 1834 году. Первая в России гидротурбина мощностью 36 л.с. была построена уральским мастером И.Е.Сафоновым в 1837 году и установлена на Алапаевском заводе. В 1849 году американцем Френсисем была предложена турбина с радиально-осевым рабочим колесом с неповоротными лопастями. В 1887 году немецкий инженер Финк предложил направляющий аппарат с поворотными лопатками.
Основные данные турбины:
Статистический напор 15 м
Мощность 560 кВт
Скорость вращения 375 об./мин.
Расход 4 куб.метра в с
Рабочие колеса расположены в металлической фронтальной камере с боковым подводом воды. Вода от верхнего бьефа по самотечной линии подводится снизу в среднюю часть камеры. У входа во фронтальную камеру стоит дроссельный затвор, перекрывающий доступ в нее при остановке турбины. Из средней части камеры вода поступает на лопатки двух направляющих аппаратов, установленных на боковых стенках камеры. Лопатки, поворачиваясь от общего регулирующего вала посредством сервомотора масляного регулятора скорости, регулируют количество воды, подаваемое на рабочие колеса. Рабочие колеса, вращаясь от проходящей через них воды, вращают общий вал турбины. Вал турбины передает вращение посредством жесткой фланцевой муфты валу ротора генератора, на валу ротора также расположен сборный маховик. Вода, пройдя через оба рабочих колеса, отводится по двум всасывающим трубам. Примечание: описание основных принципов работы гидротурбины 1 в основном характерно и для гидротурбин 2 и 3.
Краткое описание отдельных узлов гидротурбины 1
Камера склепана из листового железа, к нижней части приклепаны чугунные лапы, на которых она крепится фундаментными болтами к бетону. Направляющие аппараты смонтированы на обоих крышках камеры. Один является зеркальным отображением другого. Направляющие аппараты каждый из 16 лопаток высотою 256 мм. Лопатки свободно вращаются на осях, укрепленных на крышках камеры при помощи гаек. Лопатки посредством нескольких узлов соединяются с общим регулирующим валом, помещенного в верхней части камеры и вращающемся на двух подшипниках. На выступающем наружу конце регулирующего вала насажен кривошип, соединенный тягой с кривошипом, сидящем на другом регулирующем валу. Этот регулирующий вал соединяется кривошипом с колоннами крейцкопфа сервомотора регулятора скорости. В пространстве между лопатками направляющего аппарата вращаются на валу турбины рабочие колеса диаметром 690 мм правого вращения (дальше от генератора) и левого вращения (ближе к генератору). Колеса имеют 16 штампованных из стали лопаток, влитых в чугунный обод и втулку на валу.
Вал турбины состоит из двух частей, соединенных по середине котла сварной муфтой. Вал укреплен на трех опорах и вращается в подшипниках, воспринимающих радиальные и продольные усилия вала. Вал турбины соединяется с валом генератора посредством фланца. Для контроля напора служит манометр, соединенный с камерой, и вакууметр, соединенный с всасывающей трубой.
Гидротурбина и масляный регулятор скорости изготовлены в июле 1909 года фирмой «Бриглеб, Хансен и Ко» (Германия, г.Гота).
Генератор
Быстроходный генератор переменного однофазного тока мощностью 560 кВт, напряжением 80 вольт и силой тока 9400 ампер. Питание обмотки осуществляется от генератора постоянного тока, соединенного с валом генератора ременной передачей.

2.1.4. Гидротурбина и генератор 2
Горизонтальная радиально-осевая гидротурбина мощностью 750 кВт. Рабочее колесо турбины расположено в фронтальной железной камере, склепанной и соединенной с помощью стяжки на болтах. Вода подается со стороны крышки камеры, дальней от генератора, проходя через рабочее колесо, вода отводится через всасывающую трубу, отходящую из центра камеры. Гидротурбина изготовлена по лицензии австрийской фирмы на Московском заводе им.Калинина, масляный регулятор скорости изготовлен австрийской фирмой г.Леобен (Леобесдорфер) в 1929 году. Все оборудование гидротурбины поставлено русско-австрийским акционерным обществом «Ратао». Вал гидротурбины укреплен на четырех опорах. На валу укреплен семи тонный цельнолитный маховик.
Генератор
Быстроходный (375 об./мин.) генератор переменного однофазного тока мощностью 750 кВт, напряжением 80 вольт и силой тока 9400 ампер. Возбудитель находится на одном валу с генератором. Генератор изготовлен Ленинградским электромеханическим заводом «Электросила». Оба генератора соединены с электропечами токопроводящими шинами.

2.1.5. Гидротурбина и генератор 3
Радиально-осевая гидротурбина 3 отличается по размерам и основным характеристикам от турбин 1 и 2: мощность 50 кВт, вода подается снизу и поступает в камеру на направляющий аппарат через спиральную камеру, снижающую силу напора. Гидротурбина и регулятор скорости были изготовлены в 1909 году вместе с гидротурбиной 1 фирмой «Бриглеб, Хансен и Ко». Генератор явнополюсный синхронный переменного трехфазного тока: мощность 50 кВт, напряжение 220 В. Электроэнергия, вырабатываемая генератором, использовалась (в данное время турбина не работает) для освещения завода и для бытовой сети поселков Пороги и Постройки.

2.1.6. Современное состояние гидротурбин и генераторов Порожской ГЭС
В процессе эксплуатации гидротурбины подвергались неоднократным профиклатическим ремонтам и испытаниям (в архивах завода имеются полные отчеты о результатах испытаний). Основные узлы подвергались незначительным реконструкциям, в основном с заменой трущихся частей (подшипников) и других более незначительных узлов. Таким образом, первоначальный облик гидротурбин изменен в малой степени. Настоящее эксплуатационное состояние гидротурбин можно оценить как хорошее, но ухудшающееся ввиду снижения уровня эксплуатационого обслуживания и износа отдельных узлов, требующих срочного ремонта. Например, усиливающая муфта вала гидротурбины 1. Кроме того, мощности гидротурбины 3 уже недостаточно для полноценного заполнения бытовой сети. Данные о состоянии и заменах каких-либо узлов генераторов отсутствуют.

2.1.7. Доска контрольно-измерительных приборов
На доску внесены приборы, контролирующие силу тока и расход электроэнергии, вырабатываемой генераторами всех гидротурбин. Первоначально сама доска была поставлена фирмой, изготовившей гидротурбины 1 и 3. С тех пор она претерпела ряд изменений, в том числе и полную замену всех приборов.

2.1.8. Мостовой однобалочный кран, клепанный из листового железа, с ручными цепными приводами хода моста, передвижения тележки и подъема. Кран предназначен для монтажа и ремонта оборудования (грузоподъемность крана 5 тонн).

2.2. Плавильный цех
Основное оборудование плавильного цеха можно условно разделить на 2 части:
- оборудование для подготовки и транспортировки шихты, готовой продукции: монорельсовая эстакада с перемещающимся на роликовой тележке подъемным механизмом (в виде тросовой лебедки с электроприводом, соединенной с крюком одинарным блоком); рельсовые магистрали для перемещения печей и перемещения тележки с шихтой от площадки и шихтарника в цех. Перемещение производится вручную;
- оборудование для выплавки ферросплавов (периклаза): дуговые электропечи.
Краткая историческая справка
Практические основы производства в дуговых электропечах были заложены в 1900-1903 г.г. во Франции П.Эру, который предложил печь с вертикальными угольными электродами, вводимыми в рабочее пространство через отверстия в створе. Отличительной особенностью предложения Эру была защита жидкой металлической ванны от науглероживающего действия электродов слоем жидкого шлака.
В дуговых печах прямого нагрева (зависимой дугой) дуга образуется между вертикально установленными угольными электродами и загруженной в печь металлической шихты. В электроплавильном цехе завода установлено две пары однофазных печей именно этого типа, так называемой системы «Эру» («Геру»). Кожух печей выполнен из клепанного листового железа, размер кожуха 1800х1800 мм. Пространство между магнезитовой футеровкой и кожухом заполнено кварцевой набивкой. Размеры ванны: 1300х1300 мм вверху, 1000х1000 мм внизу и 1550 мм глубиной. Общий объем 2,05 куб.м. В передней стенке печи выполнены двор скопления металла и летка, через которую выпускается шлак (ферросплав). Шихта засыпается сверху: сначала вручную (лопатой), затем из вагонетки. Пара блоковых угольных электродов вводится и выводится из ванны при помощи тросового подъемного механизма. Подвод тока к электродам и к ванне осуществляется через шины, связывающие их с генераторами гидротурбин 1 и 2. При перепрофилировании электрометаллургического производства ферросплавов на производство огнеупора были внесены некоторые изменения (заметные даже визуально) в конструкцию электропечей, однако, какая-либо информация об этом отсутствует.
V. Производственно-технологический цикл производства ферросплавов на электрометаллургическом заводе «Пороги»
Исторически приоритет на электрометаллургическом заводе «Пороги» принадлежит технологическому циклу производства ферросплавов. Начало промышленного изготовления ферросплавов относится к 60-м годам ХIХ века (Франция), путем восстановительной плавки в тигельных печах. Затем развитие получила выплавка в доменных печах, однако, невысокая температура не позволяла получать при этом высокопрочные сплавы. Они были получены в результате электротермии.
Исследование процессов выплавки углеродистых ферросплавов в электрических печах с футеровкой из углеродистых огнеупоров было проведено Муассоном (Франция) в конце ХIХ века. В начале ХХ века П.Эру (Франция) были разработаны промышленные типы электрических дуговых печей прямого действия для выплавки ферросплавов. Примечание: В России такие печи получили название «электропечи системы «Эру» («Геру», «Жиру» у некоторых авторов). Все различия в названии связаны с русской транскрипцией французской фамилии. Авторы отчета ссылаются на русский перевод, приведенный в Большой Советской Энциклопедии издания 1952 года - Ферросплавы. Способ выплавки малоуглеродистых соединений ферросплавов с использованием в качестве восстановителя кремния был разработан Беккетом (США) в 1907 году и усовершенствован Г.Джином (США) в 1909 году. Таким образом, мы вправе утверждать, что сама идея строительства электрометаллургического завода в Порогах, технология и оборудование для производства ферросплавов были самыми прогрессивными в то время.
Близость месторождения кварцитов явилось удобным для выплавки ферросилиция, в производстве которого данная горная порода является основным сырьем. На заводе в основном производили электротермический «бедный» ферросилиций с содержанием кремния 20-25 и 45-50 процентов. Исходными материалами являлись кварцит, железная стружка и кокс как восстановитель.
При выплавке шихту загружают в печь непрерывно, а сплав выпускают через летку периодически. В среднем в сутки сходило от 45 до 56 «колош». Расходовалось: от 1,6 до 2 тонн кокса 2,25 тонны кварцита от 2,4 до 3,2 тонн железной стружки. 45-ти процентный ферросилиций использовался для раскисления сталей.
Феррохром - сплав железа, содержащий не менее 60-65 процентов хрома и от 0,02 до 8 процентов углерода. На заводе выплавляли углеродистый феррохром с 4-5 процентным содержанием углерода. Шихта состояла из хромовой руды (хромистого железняка), кокса в качестве восстановителя и кварцита в качестве флюса. Восстановленные железо и карбид хрома образуют углеродистый феррохром. Процесс плавки непрерывный, выпуски сплава и шлака периодические. Каждая из двух печей работала примерно по 12 часов в сутки. За сутки сходило примерно от 65 до 70 «колош».
Расходовалось:
3,2 тонн кокса
от 5 до 6,5 тонн руды
около 0,6 тонн кварцита.
Электроэнергии в сутки от 14700 до 15300 кВт, средняя продолжительность работы электродов около 125 часов. Углеродистый феррохром применялся для легирования углеродистых сталей.
Один раз в сутки производился анализ химического состава в заводской лаборатории.
VI. Уникальность объекта
В чем, состоит уникальность комплекса «Пороги», побуждающая добиваться для него статуса охраняемого объекта?
1. Гидроэлектростанция в составе комплекса, - старейшая действующая ГЭС России.
2. Плотина этой ГЭС - по-видимому, единственная не только в отечественной, но и в мировой практике, по конструктивному решению. Известны следующие типы каменных плотин (МСЭ,III изд., М, 1959, т.7, статья «Плотина») из наброски камня - верховой и низовой откосы, плоские крутизной около 60 градусов и комбинированные - из сухой кладки со стороны верхнего бьефа и каменной наброски со стороны нижнего, с соответствующей крутизной откосов. Водонепроницаемость этих плотин обеспечивается обычно экраном, реже ядром или диафрагмой. Плотина ГЭС «Пороги» выполнена путем кладки на растворе грубообтесанных камней прямоугольной формы с правильной перевязкой швов, причем поперечное сечение плотины повторяет характерный профиль водосливной части бетонных гравитационных плотин: верховая грань, близкая к вертикальной, низовая, выпуклая в верхней части и вогнутая в нижней.
3. Уникальность оборудования машинного зала ГЭС (турбин) очевидна, потому что:
- все турбины уникальны, как изготовленные по индивидуальному заказу;
- турбины изготовлены ведущими фирмами Европы, которые непосредственно стояли у истоков гидроэнергетики;
- турбины являются действующими до сих пор, претерпев минимальные реконструкции, что уникально в мире вообще. Сам набор оборудования производства разных фирм является незаурядной музейной коллекцией истории техники начала ХХ века.
4. Технологический процесс производства ферросплавов в электродуговых печах с использованием кремния, как восстановителя, является самым прогрессивным в мире на тот период. Кроме того, завод в Порогах является первым в России производством по выплавке ферросплавов.
VII. Проблемы и перспективы комплекса «Пороги»
1. Проблемы:
Ухудшение эксплуатационных качеств и технического состояния:
- гидротехнических сооружений (заиление водохранилища; ухудшение состояния плотины - деформация быков, рекомендации по ремонту плотины, сделанные в отчете «Уралэнерго» в 1986 г., не выполнены до сих пор);
- оборудования машинного зала ГЭС (снижение уровня эксплуатационного обслуживания, отсутствие за последнее время текущих ремонтов). В связи с вышеуказанными проблемами возникает главная проблема - проблема сохранения комплекса, как уникального памятника истории техники; проблема свертывания производства в ближайшее время, как экономически невыгодного, и, как результат, проблема разрушения комплекса: зданий, сооружений и промышленного оборудования.
2. Перспективы комплекса:
- единственный путь сохранения комплекса - это использование его как недействующего (частично музейного комплекса с развитием рекреационной инфраструктуры). Как мы видим, основные этапы программы по созданию подобного комплекса будут следующие:
I этап - признание заводского комплекса «Пороги», как уникального памятника истории промышленной техники на всех уровнях. В 1993 году комплекс «Пороги» вошел в число основных претендентов на включение в Мировой список памятников индустриального наследия ЮНЕСКО, постановлением Челябинской областной Думы № 378 от 15 февраля 1996 года комплекса «Пороги» объявлен памятником истории и культуры областного значения». Параллельно идущее изыскание средств на сохранение комплекса: создание фонда, поиск инвесторов и источников финансирования.
II этап - ремонт конструкций, зданий, машин и механизмов, находящихся в неудовлетворительном или аварийном состоянии.
III этап (после закрытия основного производства) - частичная реконструкция и консервация объектов комплекса. Становление его как музейного комплекса - центра истории развития промышленности на Урале. Расширение рекреационной инфраструктуры.
IV этап - создание ноосферного (национального) парка федерального значения на основе:
- музейного комплекса;
- природных объектов данного района;
- комплекса рекреационной инфраструктуры.

Ученый-гидродинамик, политический и общественный деятель Борис Бахметьев

Борис Александрович Бахметьев родился в 1880 году в Тифлисе. Образование он получил в Тифлисской классической гимназии и Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения, который окончил в 1902 году. В 1903 г. Бахметьев продолжил обучение в Цюрихском политехническом институте. Начиная с 1905 г., в течение 12 лет он преподавал в Императорском Санкт-Петербургском политехническом институте, занимая должности профессора на кафедрах гидравлики, гидроэнергетики, теоретической и прикладной механики. В 1911 г. Бахметьев защитил докторскую диссертацию в Институте инженеров путей сообщения. С началом первой мировой войны значительное место в жизни Бахметьева заняла общественно-политическая деятельность. В 1915 г. он включился в работу Международного Красного Креста на территории России. Вслед за этим, как член Военно-промышленного комитета и Закупочной комиссии, начал заниматься организацией поставок военного и прочего снаряжения для российской армии из Англии и США. В течение двух лет поставки из Америки существенно увеличились, и в 1917 г. Бахметьев был направлен в США уже как товарищ (заместитель) министра торговли и промышленности Временного правительства. В том же 1917 г. Временное правительство назначило Бахметьева послом России в США. Октябрьская революция 1917 г. в России первоначально не изменила статуса Бахметьева, поскольку США не торопились признавать правительство большевиков. По-прежнему он возглавлял посольство России, организовывал деятельность Закупочной комиссии и Русского информационного бюро в Нью-Йорке. Особым объектом заботы для него стали эмигранты из России, потоком хлынувшие в страны Европы и Америки. Изгнанников из России ожидали в США иммиграционные барьеры, трудности с получением работы и гражданства, В этих условиях поддержка русского посла оказывалась неоценимой. Многие русские эмигранты, включая выдающихся деятелей науки и техники – В.К. Зворыкина, О.Л. Струве, И.И. Сикорского, С.П. Тимошенко и других, на всю жизнь сохранили чувство благодарности Бахметьеву за помощь с устройством в новой стране. Вопросами разработки мероприятий по оказанию помощи русским эмигрантам, разбросанным по разным странам, стала заниматься созданная в Париже Конференция российских послов (председательствовавший – посол России во Франции В.А. Маклаков и другие участники этой организации представляли большевистскую Россию). Конференция приложила большие усилия для того, чтобы найти материальные средства поддержки тысяч беженцев из России; весомый вклад в эти средства был сделан посольством, которое возглавлял Бахметьев. Оказание помощи русским эмигрантам занимало большое место в деятельности Бахметьева в период 1918-1922 годы. Эти проблемы он обсуждал в письмах к деятелям российской эмиграции: В.А. Маклакову, Е.Д. Кусковой, Г.Е. Львову, президенту Чехословакии Т.Масарику и другим. Активное участие Бахметьев принял в подготовке предложений и проектов документов для проводившейся в 1919-20 гг. Парижской мирной конференции. Важнейшим результатом общественной деятельности Бахметьева стало создание Российского гуманитарного Фонда в США. В течение многих лет Бахметьев являлся директором этого фонда, а также Фонда помощи российским студентам. Подписание в 1922 г. Рапалльского договора означало международное признание Советской России. Бахметьев прекратил работу в качестве посла и возвратился к научно-инженерной деятельности. В 1923 г. он открыл в Нью-Йорке консультационную фирму по вопросам проектирования гидравлических систем. Активно включился в бизнес как пайщик ряда фирм. Наиболее тесно Бахметьев сотрудничал с "Lion Match Co.", в которой являлся председателем совета компании. Одновременно Бахметьев занялся научной работой, проводя исследования по вопросам переменных потоков жидкости в лаборатории гидравлики Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1931 г. он получил должность профессора кафедры гражданского строительства Колумбийского университета. Как ученый, Бахметьев внес существенный вклад в развитие "новой гидравлики". Традиционная наука о течении жидкости, классиком которой являлся Рейнольдс, продолжала в тот период идти по пути уточнения базовых уравнений, сформулированных еще в Х1Х в., и все больше отрывалась от требований практики. Бахметьев оказался в числе ученых, первыми применивших в науке о течении жидкостей достижения и методы аэродинамики и открывших новые горизонты гидравлики. Широкую известность, получили труды Бахметьев "Переменные потоки жидкости" (1914), "Гидравлика открытых каналов" (1932), "Механика турбулентного движения" (1936). За последнюю работу, переведенную на несколько языков, Бахметьев был удостоен большой медали Общества дипломированных инженеров Франции. С 1917 г. Бахметьев входил в Американское общество гражданских инженеров (в 1945 г. был избран его почетным членом), являлся членом Американского общества инженеров-механиков, Института аэрокосмических наук. Выдающиеся заслуги Бахметьева в развитии прикладной науки были отмечены присуждением ему почетных премий Дж.Лори (1937) и Дж.Стивенса (1944). Уделяя значительное время научным исследованиям, Бахметьев никогда не оставлял общественную деятельность. Продолжая руководить деятельностью Гуманитарного фонда, в середине 1940-х гг. он стал одним из членов-учредителей Американского национального фонда научных исследований. Бахметьев входил также в Национальный внешнеполитический совет, Ассоциацию прогресса науки, Академии наук штатов Нью-Йорка и Коннектикут. Запоминающимися были выступления Бахметьева на различных форумах, по американскому радио и телевидению. Блестящее владение английским языком, отличная дикция, экспрессия и логика речей принесли ему славу замечательного оратора. Квартира Бахметьева в Нью-Йорке напоминала картинную галерею, но среди многочисленных произведений художников всего мира значительную часть составляли картины русских мастеров. Большую художественную ценность представляла собранная бывшим послом коллекция русских икон. Встречавшийся со многими общественными и политическими деятелями, людьми науки и искусства, Бахметьев был прекрасным рассказчиком и душой кампаний, собиравшихся в его нью-йорском доме. Скончался Борис Александрович Бахметьев в 1951 году в Нью-Йорке. Данью памяти замечательному политику, общественному деятелю и ученому стали названные его именем Бахметьевский гуманитарный фонд и Бахметьевский архив российской и восточноевропейской истории и культуры, созданный при Колумбийском университете.

Завод «Пороги»

В 1989 г. в книге «Командармы индустрии» журналист Н. Ф. Карташов писал: «Среди старых маленьких заводов Южного Урала, оставивших глубокий след в истории нашей промышленности, справедливо следует назвать «Пороги». Он появился в начале нашего века недалеко от Сатки, на берегу одноименной речки, в 18 верстах от станции Бердяуш. Завод разместился в небольшом каменном здании, вблизи него была смонтирована гидростанция. А рядом с заводом, на горе добывали кварцит — сырье для получения ферросилиция. Именно в этом его историческая заслуга: здесь в 1912 г. впервые в России был выплавлен ферросилиций — сплав необходимый для производства высококачественных сталей. Маленький заводик был единственный своего рода в России — он давал в год до пятисот тонн сплавов. Сейчас это не ахти какой вес, но тогда каждый пуд ферросплавов ввозили из-за границы и платили золотом». Один из создателей советской ферросплавной промышленности В. Н. Гусаров в своей книге «Чудесный сплав« (Челябинск, 1981) тоже обмолвился добрым словом о Порогах: «Мы, ветераны отечественной электрометаллургии, никогда не забудем «Пороги». Ведь создание советской ферросплавной промышленности было немыслимо без того, чтобы не переступить пороги убогого производства. Другого выхода в те времена у нас не было. Хотя заводы «Электросталь» под Москвой, Златоустовский металлургический, Верх-Исетский в Свердловске, «Серп и молот» в Москве были невелики, они тем не менее требовали немало ферросплавов. Но своих ферросплавов у нас почти не было, поэтому их пришлось покупать за границей, стоили они непомерно дорого… В 1931 г. импортные поставки ферросплавов превысили 30 тысяч тонн. Это обошлось государству более чем в 70 миллионов рублей золотом. Таким образом, вопрос об организации собственного ферросплавного производства был продиктован самой жизнью, теми огромными задачами, которые стояли перед страной». Поселок Пороги стоит в низовье реки Сатки, на левом ее берегу, в 6 км от Ая. Свое название он получил по каменным порогам, бурным сливам и водопадам, некогда стоявшим на пути этой капризной горной реки, Старожилы поселка рассказывали, что до сооружения плотины на этом участке Сатки было два порога с водопадами, каждый высотой до 4-х метров. Вода неистово кипела, бурлила, шумела, пенилась, скатывалась будто в огромный котел или яму. На бурных сливах переворачивались лодки и плоты, гибли люди. Место это считалось нехорошим, нечистым, дьявольским. Местные жители поговаривали, что в клокочущих, ревущих водопадах жили черти, они злобно выли и крутили рекой, как им хотелось. По указанным причинам это место называли «Чертовой ямой». Теперь пороги и водопады остались на дне Порожского пруда. Природа в районе Порогов живописная, великолепная. Настоящим украшением поселка является пруд с искусственным 20-метровым водопадом, фонтанами брызг, многоцветными радугами в солнечные дни и белой клокочущей водной феерией. Пруд расположен в глубоком каньонообразном ущелье и сжат бортами 2-х хребтов — Чулкова и Уары. Склоны гор круты, каменисты и покрыты хвойными лесами. Настоящее Женевское озеро в миниатюре! Строительство первого в России электрометаллургического предприятия началось в 1908 г., а 12 июля 1910 г. завод стал действующим. Порожский завод — первенец отечественной ферросплавной промышленности — основало «Уральское электрометаллургическое товарищество графа А. А. Мордвинова, графини Е. А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе» в 35 километрах от Сатки. Порог» стали единственным до Октябрьской революции предприятием русских ферросплавщиков. На нем проходили практику многие советские ученые и видные специалисты в области ферросплавного производства — С. С. Штейнберг, М. А. Иовнович, В. Н. Гусаров. Завод работает и теперь. Правда, работы ведутся вахтовым методом. Рабочие приезжают из Сатки на неделю, а затем возвращаются обратно. В настоящее время Порожский заводской комплекс, пожалуй, единственный на Урале завод, действующий с дореволюционных лет и не искаженный наслоениями более поздних реконструкций. Как говорится, живой памятник горнозаводской старины. Его плотина, электростанция и машинный зал уникальны. Завод находится на грани остановки. Он стал обузой комбинату «Магнезит». Производительность его невелика, а хлопот много. Если его остановят, он тотчас же начнет разрушаться, и его едва ли удастся сохранить. Памятник уральской заводской старины уже сейчас нужно спасать. Поселок и заводской комплекс уже сейчас включены в туристический маршрут «Каменный пояс». Челябинское отделение фонда культуры прилагает усилия, чтобы сделать Пороги музеем Уральской индустрии. Планируется организация туристической базы. Но при современной бюрократической неразворотливости на это уйдет много лет и вообще ничто не состоится. Решением Саткинского горисполкома от 12 августа 1987 г. Пороги объявлены комплексны (природно-историческим) памятником природы и взят под охрану государства. Строительство завода было обусловлено наличием крупных залежей кварцитов (кварцевых песчаников) на Чулковом хребте — основного сырья для выплавки ферросицилия, большими массивами лесов для выжига древесного угля употреблявшегося в шихту электропечей, и удобным местом для строительства плотины — узким скальным створом реки Сатки. Ломка кварцитов велась в северной части Чулкова хребта, в верховьях так называемого Второго ключа у Второго ельника. Теперь это место называется «Келья». В старину в тех местах водились кельи староверов-кержаков. Согласно преданий, еще в 30-х гг. в одной из келий жил одинокий старик-монах. Некоторые современные исследователи пишут, что завод был построен французскими специалистами. Но это выдумка. Никто из иностранцев в сооружении завода «Пороги» не участвовал. Например, плотина построена по проекту русского профессора Бахметьева. А для постройки зданий под электростанцию и машинный зал заморские специалисты вовсе не требовались — русские не хуже их умели строить заводские помещения. Другое дело — оборудование. Оно было импортное. Электростанция была оборудована двумя водяными системами «Фрэнсис» швейцарского изготовления мощностью 800 лошадиных сил на одном валу с генератором для питания электропечей и 50 лошадиных сил на одном валу с динамомашиной для освещения завода, и рабочего поселка. У обеих машин имелись масляные регуляторы. Позднее, уже при советской власти, в целях увеличения выплавки ферросицилия, особенно во время весеннего паводка, завод приобрел еще один гидрогенератор тоже системы «Френсис, но изготовленным уже московским заводом имени Калинина. В 1939 г. гидрогенератор был установлен на ГЭС, где стоит и теперь. Рядом с ГЭС построили плавильный цех в составе четырех электропечей системы «Теру», работающих попапно. Здесь же выстроили шихтарник с дробилкой «Блэка», электродную кузницу, склады, конюшню и другие вспомогательные помещения. Для размещения рабочих и служащих были построены бараки и несколько десятков двухквартирных деревянных одноэтажных домов. Всего на заводе было занято около 200 рабочих и служащих. Ферросплавы — это сплавы железа с редкими металлами. Например, сплавы с хромом, вольфрамом, молибденом, кремнием получают при очень высоких температурах в особых плавильных печах. Этим достигается большая прочность сталей, их жароустойчивость. Кварцит содержит 96 % окиси кремния и является нерудным сырьем для ферросплавной промышленности, а именно для получения ферросилиция. Вначале завод выплавлял углеродистый феррохром и ферромарганец, а затем 30-40 %-ый ферросилиций, а позднее 45-75 %-ый ферросилиций в количестве 40 тысяч пудов в год (640 тонн). Готовую продукцию разбивали кувалдами на куски, упаковывали в бочки и вывозили на лошадях на станцию Бердяуш. После установки еще одного гидрогенератора выплавка ферросилиция была увеличена. В зимнее время завод выплавлял карборунд. За годы работы электрометаллургического завода на Порогах сложились целые рабочие династии, немало было ветеранов ферросплавного производства. Некоторые из них работали по 40 и более лет. Особого внимания заслужили мастера своего дела С. Н. Бисярин, А. М. Белянкин, С. Х. Воробьев, В. А. Сарафанов, М. С. Гункин. В 1960 г. на заводе «Пороги» был открыт цех плавленого магнезита — периклаза. В организации производства большую помощь оказал Ленинградский институт огнеупоров. Производство периклаза налажено на тех же печах, где выплавлялся ферросилиций. Периклаз — высококачественное магнезитовый огнеупор, где технологические процессы протекают при любой температуре, когда плавится металл. Нужно сказать, что специалисты и рабочие добились высоких показателей в использовании сырья. Из каждых 1500 кг. сырого магнезита они получали по 1340 кг. высококачественного периклаза. При своих малых мощностях цех готовил также шпинель — смесь окиси хрома с магнезитом. В 1976 г. было изготовлено 760 тонн шпинели, а в 1977 г. уже 1100 тонн. Из периклаза и шпинели тоже выпускают огнеупорные кирпичи. Достаточно отметить, что периклазшпинеллидные кирпичи удлиняют срок эксплуатации сводов мартеновских печей и таким образом увеличивают выпуск металла на 20 %. В конверторах периклазшпинеллидные кирпичи — единственно подходящий материал. В настоящее время периклаз выплавляется не из саткинского магнезита, а из иного минерала — брусита, который привозят из Приморского края. Славная история у Порогов, а вот поселок теперь умирает… Из рабочего, заводского он превратился в дачный. Внештатный корреспондент «Саткинского рабочего» А. Меньшиков еще в 1982 г. писал: «Пороги. Поленницы, зримо напоминающие юрты или шатры. Так, на свой манер, кладут их местные жители. (Видимо, это напоминание о былом углежжении. Так укладывали дрова в «кабаны»). Петухи, которые ведут кур подальше от хозяиского подворья, в ближайший лесок — вольное раздолье. И холодные, перечеркнутые досками окна нежилых бараков на пригорке. Пороги — это грустное старение, увядание заводского поселка, заметное особенно в последние годы. Самая первая и большая примета — некому ходить и школу». А вот что сказал фотокорреспондент «Челябинского рабочего» М. Петров уже в 1991 г. (газета «Челябинский рабочий», 26 октября 1991г.): «Старинная плотина на реке Большая Сатка у горной деревушки Пороги, может быть, тем и ценна более всего, что способна перенести нас в другую эпоху, в минувший технический век. Сказаны эти слова о необходимости сохранения плотины и завода «Пороги», их реставрации и обустройства, приспособления под один из пунктов туристического маршрута. Слова сказаны все, а дела, вы сами догадались нет. Увы, мы живем в словесную эпоху, а не деловую». Да, все слова, слова… Оживут ли от них Пороги?

"Деловой урал" 24/11/97

Саткинские пороги: чудо электрического света На рубеже веков время как бы замедляет свой ход. Человечество с надеждой вглядывается в будущее, подводя итог прошлому. Кто-то при этом назовет XX век веком атома, кто-то веком космоса. А я бы назвал его веком электричества. Электричество стало тем самым колесом, использовав которое, человечество "выехало" из каменного века. Великие физики Максвелл и Фарадей определили весь дальнейший ход истории, именно они стали авторами величайших научных открытий и стремительного технического прогресса. Развитие современной цивилизации немыслимо без электрической энергии. А ведь еще в 1900 году мало кто знал о чуде электрического света. Впрочем, что мы знаем сегодня об истории электричества в России? Между тем, идеи русских ученых и инженеров по электрификации России воплощались в жизнь задолго до октября 1917 года. В 1874 году Пироцкий выдвинул проект преобразования водной энергии в энергию электрическую. В период последнего десятилетия XIX века в России существовало множество проектов строительства гидроэлектростанций разной мощности на Неве, Нарове, Волхове, Свири, Днепре и других реках. В конце века под руководством Чиколева и Классона была построена первая в России ГЭС на реке Охте для снабжения электроэнергией Охтинского порохового завода в Санкт-Петербурге. Другая ГЭС, "Белый уголь", была сооружена на реке Подкумок (Северный Кавказ) для освещения всероссийской здравницы Минеральные Воды. Задолго до пуска такого гиганта, как Днепрогэс, строительство электростанций в России шло довольно интенсивно. В конце первого десятилетия нашего века строятся Гиндукушская, Сестрорецкая, Алавердинская ГЭС. В это же время дала первый электрический ток гидроэлектростанция на реке Большая Сатка. Саму электростанцию и ферросплавный заводик, которому она давала ток, окрестили Порогами в честь затопленных выше по реке каменных порогов. От замысла талантливого уральского инженера Александра Филипповича Шуппе до первого тока, выработанного его детищем, прошло всего 5 лет. Именно он в свою бытность управляющим Саткинским металлургическим заводом выступает основателем акционерного общества "Магнезит" - первого в России, а ныне одного из крупнейших мировых производителей магнезиальных огнеупоров. А уже в 1905 году Александр Филиппович производит рекогносцировку в нижнем течении реки Большая Сатка, где он планирует строительство первого в России электрометаллургического завода по производству ферросплавов. В 1908 году Шуппе создает "Южно-уральское электрометаллургическое товарищество графа и графини Мордвиновых, барона Роппа и горного инженера Шуппе", на средства которого приобретена земля, наняты мастеровые. Инженерный корпус возглавляли сам Шуппе и столичный инженер-гидроэнергетик профессор Борис Бахметьев. Оборудование для электростанции и завода было заказано у лучших фирм в Англии (г. Бирмингем), Австрии (г. Леобен), Германии (г. Гота). До сих пор не потускнели щеголеватые латунные таблички с маркой фирмы "Briegleb, Hansen & Co", изготовившей гидротурбины для первой уральской ГЭС. Одна из турбин мощностью 550 кВт с генератором однофазного тока работала непосредственно на производство ферросплавов, другая, поменьше, - на освещение промышленных помещений и поселка. Когда Санкт-Петербург, столица Российской империи, прозябал в сумраке свечей и газовых рожков, в глухом уральском поселке люди уже по привычке после рабочей смены включали дома электрический свет. Сегодня, на пороге третьего тысячелетия, нас трудно чем-то удивить. За долгие годы безвременья мы привыкли верить в чудеса мнимые. Но чудо в Порогах свершилось, и очень хорошо, что его нельзя отменить. Чудо Порогов можно лишь открыть для себя заново, без труда отыскав на карте точку в 20 верстах к северу от станции Бердяуш Транссибирской магистрали и хоть раз побывав там. По сей день Порожская ГЭС остается старейшей действующей в России и в мире. Назло любому энергетическому кризису вращаются постаревшие почти на целый век турбины. Такому музею промышленной культуры могла бы позавидовать пресыщенная зрелищами Европа. И к чести господ высоких чинов и предпринимателей вспомнить наконец-то о Порогах. Чудо стоит того!
Олег ВЫГУЗОВ.

Ряд акционерных обществ в горнорудной промышленности выпустил памятные знаки и жетоны. Одним из них является жетон товарищества "Магнезит" (рис. 54). который вручался сотрудникам по случаю десятилетнего юбилея товарищества. В 1900 г. в Уфимском горном округе на казенных землях Саткинской горнозаводской дачи возникло товарищество "Магнезит" горного инженера Шуппе, Маркусона и К. Фирма поставила своей задачей не только приготовление обожженого магнезита (магнезитового порошка), но и магнезитовых кирпичей, как лучшего огнеупорного материала для мартеновских печей. Для этой цели товарищество приступило в сентябре 1900 г. к постройке первого завода для переработки магнезита и изготовления магнезитовых кирпичей, и 8 сентября 1901 г. состоялось открытие нового завода. До этого магнезит и изделия из него ввозились из за границы. Магнезит оказался высококачественным, гораздо более лучшим, чем привозной. 28 декабря 1903 г. состоялось Высочайшее утверждение положения Комитета Министров, которым было разрешено "учредить товарищество на паях под наименованием Товарищество "Магнезит" для продолжения и развития действий магнезитных заводов в Саткинской даче Златоустовского горнозаводского округа Уфимской губернии на арендованных у казны двух участках земли, для разработки магнезитных месторождений на означенных участках, приобретения и эксплуатации химических заводов и для торговли продуктами горной и фабрично-заводской продукции. Учредителями Товарищества являются надворный советник Михаил Иванович Маркусон, горный инженер Александр Филиппович Шуппе, коллежский асессор Александр Осипович Немировский и коллежский секретарь Григорий Осипович Немировский. Основной капитал Товарищества назначается в 400000 руб, разделенных на 2000 паев по 200 руб. каждый. Управление делами Товарищества принадлежит правлению, находящемуся в Санкт-Петербурге". Чистая прибыль товарищества Магнезит за 1904 год составила 89221 руб. На Всемирной выставки 1905 г. в Льеже товарищество получило золотую медаль за свои экспонаты. Позже в товариществе стал преобладать иностранный капитал и она стала именоваться иностранная компания Магнезит с ограниченной ответственностью. В советское время это был ГОК "Магнезит" - предприятие по добыче магнезита Министерства черной металлургии в Челябинской области, которое включало 7 карьеров и 2 дробильно-обогатительные фабрики. Центр - г.Сатка. В 1971 г. предприятие было награждено орденом Ленина. В постсоветское время на базе ГОКа было вновь организовано товарищество с ограниченной ответственостью "Компания Магнезит".