Ганская Хибиниада.

 

Следует признать, что Анюте уже не в первый раз удалось подбить довольно большую компанию провести отпуск вместе в нетривиальном месте. И получилось!

 

Переговоры с базой «Рамзай-Север» начались сразу после Нового Года, в результате было забронировано более 20 мест, договорились о заброске из Кировска, внесли предоплату.

 

Тем, кто пока по-прежнему больше любит палатку, чем гостиницу, было предложено «стравить пар», дойдя до базы трехдневным маршрутом от железной дороги.

Эта группа выехала из Москвы 22 марта.


24 марта мы сошли с поезда в Нефелиновых Песках и прошли в этот день южную часть расщелины "Аку-Аку" и перевал Юмъекорр. Обедали на перевале в палатке, и благодаря этому удалось немного уменьшить впечатление от количества проходящих мимо туристов.

Ближе к вечеру стало совсем тепло, подлип. Встали на р. Гольцовке напротив долины р. Часнайок, ведущей к Южному Чорргору.


25 марта вышли в радиалку в верховья долины р. Гольцовки (р. Меридианального). Видимость была хорошая, но довольно пасмурно, и мы не слишком надеялись подняться, как планировалось, на плато Часначорр, но затем постепенно облака исчезли и мы замечательно побродили по плато, обозревая сверху перевалы Ферсмана, Юмъекорр и Южный Чорргор, гору Петрелиуса, и вдалеке – рудник на плато Расвумчорр. Триангула на плоской вершине г. Часначорр совершенно заросла инеем и напоминала небольшого динозавра.

Вечером мы совершили рейд к группе старого маевского Турклуба, стоявшей на ручье Маннепахк, порадовались встрече, посмотрели знаменитые сосульки, забрали у них Катю и вернулись в свой лагерь. Если подняться немного от лагеря, то видно закат над озером Имандра, сколько ни смотри на это – всё мало.

 

Утро 26 марта порадовало отличной погодой. Пошли потихоньку на Южный Чорргор. Группы идут одна за другой. После спуска встали на обед и связались по рации с приехавшей на базу Рамзай-Север на вездеходе из Кировска большей частью нашей компании. Они решили выйти к нам навстречу. По пути они разбрелись по всей долине, но, в конце концов, через пару часов все нашлись и встретились.

 

База «Рамзай-Север» находится около базы спасателей «Куэльпор» в середине долины р. Кунийок, в центре Хибин. В центральной части здания расположены холл-столовая, кухня и люксы на 2-м этаже. В одном из одноэтажных крыльев также находятся люксы с душем и туалетом в каждом номере, в другом крыле – шестиместные номера с двухъярусными кроватями, два душа и два туалета. В душе вода слегка протекает на пол, в остальном все более менее в приемлемом состоянии.

 

Командует на базе добродушная Валентина Ивановна, а помогает ей её муж Александр Павлович. Мы с ними подружились. Кроме нас на базе жили еще несколько человек, имевших отношение к соревнованиям школьников «Полярные Зори» и пара отдыхающих.

В один из дней мы встретились с Анатолием Островским, который несколько десятков лет возглавлял Кировскую Контрольно-Спасательную Службу. Теперь он на пенсии и собирает и обрабатывает красивые камни. Некоторые из них можно купить на базе.

 

На следующий день, 27 марта, рано утром Лена, Катя и Костя отправились на снегоходе в Кировск кататься на горных лыжах, а мы, отоспавшись, отправились на кольцо Рисчорров. Палатку и «группу поддержки» оставили на слиянии ручьев, текущих с этих перевалов. На перевалы отправилось 12 человек. На подъеме к Южному Рисчорру Марина пыталась повернуть назад, но у нее отобрали лыжи, пришлось идти, есть надежда, что она об этом не сильно жалеет. Погода благоприятствовала, мы, не торопясь, прошли Южный Рисчорр, обогнули г. Каскаснюнчорр и поднялись на Северный Рисчорр. Всё это было очень красиво, но, к сожалению, в начале спуска Дима Шабанов сломал ногу практически на «ровном месте». Главные причины, вероятно: крепления не были отрегулированы на сброс, и усталость от непривычных ботинок и лыж. Коля сразу уехал за спасателями, а мы наложили шину и потихоньку начали спуск на саночках, выданных нам проходящей группой. Тут подъехали спасатели на снегоходе, переложили Диму в сани и увезли вниз, а потом в Кировск.

 

28 марта мы решили пойти в сторону Северного Чорргора.

На моренах под перевалом проходил очередной этап соревнований школьников. Это довольно масштабное мероприятие, около 20 команд из разных городов, несколько этапов: строительство стенок, подъемы, спуски с полным снаряжением, оказание первой помощи и транспортировка пострадавшего. Одного «пострадавшего» во время транспортировки упустили. Кошмарное зрелище: летящие на большой скорости волокуши с привязанным к ним человеком, у которого на голове кастрюля, имитирующая каску. Остановить никто не успевает, еле успевают убрать с дороги наших мелких детей. К счастью «пострадавший» не пострадал и, в конце концов, удачно остановился.

Мы поставили палатку около обширных оттаявших прогалин с шикшей, и наиболее боевая часть группу отправилась на перевал Северный Чорргор, остальные остались строить иглу и кататься на лыжах и ледянках. На подъеме к перевалу получили привет от группы старого маевского турклуба, которая поднялась на перевал с другой стороны раньше наших, и немного их не дождалась. Некоторые наши любители острых ощущений спускались с перевала на ледянках. Вечером любители смогли попариться в бане и вволю наплавались в речке. Особенно хорошо сидеть на завалинке бани на солнышке и смотреть на Северный Чорргор. В этот вечер даже дошло дело до гитары и песен.

 

29 марта по плану отправились на Восточный Петрелиус. Правда, старт был не простым: мы хотели использовать снегоход и долго договаривались, кто повезет, кто поедет первым рейсом и т.п. Тем не менее, удалось не поругаться, и в 15.00 мы, наконец, поставили палатку немного выше слияния ручьев с Западного и Восточного Петрелиуса и вышли к перевалу. Подъем достаточно пологий и широкий, Восточный Петрелиус – огромная, классическая седловина, круто обрывающаяся на юг к р. Малой Белой. Вид с перевала незабываемый. Вдоволь нагулявшись по перевалу, спустились к палатке и успели посмотреть на Колю, который демонстрировал возможности кайта. Красиво!

Возвращались по основной дороге, по правому берегу р. Кунийок. Все вернулись на базу кроме Марины, которую почти не называют иначе, как Макароной. Решили, что придется искать, и уже обсуждали варианты - где. Тут-то появилась Марина, и ее встретили такими восторженными воплями, что наши знакомые заинтересовались, почему у нас такой нездоровый интерес к макаронам.

 

30 марта погода немного испортилась. Мы решили опять подняться под Северный Чорргор и достроить иглу. Эта затея вполне удалась, и наше сооружение справилось со стандартным испытанием на прочность: мы все залезли на крышу и не провалились.

В этот день мы впервые полностью одолели борщ, приготовленный Валентиной Ивановной. Напоследок накупили камней, тепло распрощались с хозяевами, и отправились в Кировск на вездеходе. К сожалению, «танкист» был не вполне трезвым.

У санатория Тирвас нас встретили на микроавтобусах и отвезли на вокзал с заездом по пути в офис базы Рамзай-север для окончательных расчетов. На вокзале к нам присоединились наши кировские горнолыжники и Шабановы. Дима , несмотря на сломанную ногу, держался молодцом.

Назад в поезде ехали весело. Пропущенный день рождения Жени отметили поздно вечером 31 марта, залив одной бутылкой шампанского половину купе, что послужило хорошим поводом для грядущей первоапрельской шутки, которую как всегда успешно провернула Анюта при поддержке Макароны.

 

До чего же хорошо в Хибинах! Даже на базе, не говоря уж про поход.

Спасибо всем, и Ане!




Группа ветеранов Турклуба МАИ


Дневник Лены, фотографии Лены и Кати на Жекином сайте

Карта и маршрут
фото Сахарова фото Сахарова фото Постниковой фото Смирновой фото Смирновой фото Постниковой