Армения - 30 апреля 2012

маршрут обозначен желтыми точками Утром, как договорились, я встал с Арманом в 7.00. Он молча занялся хозяйством. Сначала выпустил из одного хлева коричневых овец, и они бодро перебежали в загон, затем из другого хлева выпустил туда же ягнят. Одного, видимо больного, ягненка за шкирку подсунул под овцу, отодвинув другого. Через минут пять всех ягнят по двое за шкирку и в хлев. Потом Арман выпустил кур и индюков. Надо видеть, как они бешеной стаей по воздуху бросались на корм! Покончив с этими неотложными делами, хозяин открыл какие-то внутренние ворота, и мы оказались в гараже, где стоял старенький уазик без номеров. По очереди мы ручным насосом подкачали колеса. Затем Арман открыл капот, поколдовал там и дал мне небольшую канистру, объяснив, что я должен залить в нее 3 литра нашего бензина. Эта канистра с бензином была установлена под капот, небольшой шланг закреплен в ней с помощью тряпки, ручкой Арман завел мотор, и мы поехали назад в соседнюю деревню Лорут. По пути позвонил Альберт и, обсудив что-то с Арманом, объяснил мне, что покупать надо не бензин, а солярку, потому что повезут нас не на грузовике, а на тракторе, «на лафете», так будет лучше. Ладно, вам виднее. Бензоколонка в Ларуте – это две больших бочки с кранами, защищенными трубами с цепями и замками, шлангами со стрелочным счетчиком и пистолетами. Рядом маленькая будка. На армянском Арман обсудил нас с местными мужиками. Поулыбались сдержанно. Потом один рыжий армянин с голубыми глазами подошел ко мне и спросил по-русски с хитрым прищуром: «Ребята, а что вы ищете?» Наверное, он имел в виду что-нибудь типа золота. Купили бензин и солярку и поехали назад. Кстати, около Лорута – каменный монумент высотой несколько метров – в память погибшим в 1941-45. Вернулись в Атан. Заехали в «магазин». Это контейнер во дворе у продавщицы. Арман купил кофе, возможно, только этим он и питается, когда живет один. Дома он с гордостью показал построенный им хлев со всеми удобствами (поилками, кормушками) на 15 коров. Арман в свои 30 лет уже имеет немалый жизненный опыт: солдат (воевал в Нагорном Карабахе), муж и отец (3 дочери и сын), водитель, механик, тракторист, строитель, скотовод и Бог знает, что еще он умеет. Мы позавтракали и водрузились на «лафет». Оказалось, что это большая двухколесная телега, прицепленная к трактору. Поехали: я с Арманом в кабине, а Альберт с остальными на лафете. На колесах у трактора здоровенные цепи. Довольно бодро набираем высоту. Вот уже Атан остался сзади внизу, мы едем вверх по дороге, которая идет по пологому хребту, а кругом открываются пологие горы, леса и просторы.
01 02 03
Въехали на гору и остановились. Я вышел из кабины и опьянел от воздуха: он густой и сладкий – кругом все в разных мелких цветах и они пахнут. Поехали дальше. Наконец мне с большим трудом удалось объяснить Арману и Альберту, что дальше нас везти не надо, мы хотим походить здесь, посидеть, полюбоваться.
04 05 06
Сфотографировались и тепло распрощались. Если я что-то понимаю в людях, то они остались очень довольны тем, что помогли нам, причем для них принципиально, что они делают это бескорыстно.
07 08 09
Итак, начался наш первый походик. Кругом пологие безлесные горы, трава, цветы, вдали горы со снегом и скалами, на небе облака, иногда солнце. Красота!
10 11 12
Через час пути прошли маленькую, казалось пустую, деревушку. Вероятно, в ней живут летом. На краю белая «Нива». Идем дальше вниз по дороге. Вдруг сзади сверху голоса: «Привет! Заходите к нам, у нас есть самогон!» Мы поздоровались, поблагодарили и пошли дальше. Как бы не так.
13 14 15
Через пару километров остановились пообедать, и тут сзади нас догнала белая «Нива», вышли три здоровых мужика с сумками и накрыли нам на ближайшем большом камне обед: лаваш, зелень, овощи, соленья, сыр, вода, компот, пиво, вкуснейший малиновый самогон.
16 17 18
«За дружбу!». От нашего чая вежливо отказались и уехали.
19 20 21
Идем дальше, спускаясь к реке. Встречаются небольшие деревеньки. Приглашают на кофе. Благодарим, но идем дальше. Да, нельзя ходить в Армению, планируя маршрут и ходовое время. Нужно, чтобы времени было много, а планов быть не должно.
22 23 24
Вечер солнечный, чудесный, но надо успеть найти место для ночлега с чистой водой: около реки слишком много пастбищ.
25 26 27
Наконец удается уже в сумерках выйти по крутым склонам на идеальную площадку на берегу реки. Благодаря трактору, безлесную часть маршрута мы прошли за один день, бензин дальше не нужен. Полно дров, и недалеко есть маленький чистый ручеек. Красивейшее место: горы, река, луна, костер.