|
Сначала мы собирались походить по горам вокруг Красной Поляны.
Но в последний момент передумали: слишком много олимпийских объектов и снега в горах, а в нашей группе - детей.
Решили отправиться в район Туапсе.
Начитавшись разных описаний в интернете, запланировали маршрут:
п. Алтубинал – р. Малый Пшиш – г. Шесси – р. Гегопсе – Главный Кавказский хребет – г. Лысая (Семиглавая) – п. Анастасиевка.
Этот не слишком легкий маршрут нам удалось пройти, благодаря замечательной погоде и терпению, как детей, так и родителей.
О заброске в район Алтубинала договорились с
Сергеем Михайленко[1] по электронной почте и по телефону +7 918-627-8954.
Часть группы, приехавшая в Туапсе на поезде, посетила рынок, не слишком привлекательный городской пляж (между нефтяным заводом и железной дорогой)
и отправилась на двух уазиках в район Алтубинала. Прилетевшие самолетом в Адлер в это же время ехали на миниавтобусе из Сочи в Терзиян.
Выше Алтубинала довольно разветвленная сеть лесовозных дорог, доступных для уазика.
Сначала мы было уехали влево (на восток), но когда поняли, что дорога быстро набирает высоту, вернулись к реке.
Затем попробовали правый вариант, но поняли что эта дорога уходит по левому (орографически) притоку р. М. Пшиш и снова вернулись.
Там где нам показалось, что дорога вдоль р. М. Пшиш кончилась, присмотрели место для ночевки и отпустили уазики в Терзиян за второй частью группы.
|
|
|
1 |
2 |
3 |
Пока их ждали сделали разведку и оказалось, что дорога проходит прямо по руслу [4] и за поворотом реки выходит на берег.
Поэтому в два захода проехали еще выше примерно на километр, преодолев 4 брода. Дальше дорога довольно долго поднимается по левому (ор.) берегу р. М. Пшиш.
Поэтому мы отпустили водителей и заночевали на ровной лесной площадке почти сразу после 4-го брода.
Как выяснилось на следующий день, можно было проехать еще километра 3-4.
|
|
|
4 |
5 |
6 |
Завтрак готов в 8, вышли около 10. Примерно такой порядок сохранялся весь поход.
Пошли вверх по дороге. Не торопимся, часто отдыхаем. В одном месте прямо-таки сногсшибательный запах от желтых цветов кустарника по обеим сторонам дороги.
На вершине холма – ответвление дороги влево вниз к реке. Разведали – не понравилось.
Пошли дальше по основной дороге. Примерно в 2-3 км от ночевки дорога спускается к реке: два подряд несложных брода. Речка красивая.
|
|
|
7 |
8 |
9 |
Затем подъем около 500 м на юго-восток к большой поляне.
Сюда можно было доехать на уазиках - чуть восточнее отметки 678 на карте.
На поляне встречаем группу, ходившую на Шесси коротким путем (на юг, затем на восток, по пути скала Разочарование).
Мы же собирались подняться на вершину Шесси по северо-восточному отрогу, а спуститься по западному.
Поэтому двинулись по дороге на восток. Ребята из встреченной группы сказали нам о водопаде, до которого идти 40 минут налегке.
Дорога вскоре пересекает М. Пшиш и начинает круто подниматься по его правому (ор.) берегу.
Часа через полтора остановились на обед у ручья. Место сильно «потревожено» лесовозной техникой.
Отсюда попытались было разведать где тут водопад, но явных троп не обнаружили, а ответвление дороги к реке было полностью завалено деревьями.
|
|
|
10 |
11 |
12 |
После обеда подъем стал еще круче. Зато стали видны очень красивые скалы.
Пора бы уже встать на ночлег, поэтому все время разведываем путь вперед – до следующей воды.
Наконец нашли подходящее, сильно разъезженное, но более-менее ровное место, откуда открывался замечательный вид на закат.
За этот день мы набрали около 600 м по высоте.
|
|
|
13 |
14 |
15 |
Опять поднимаемся вверх [17]. Дорога вскоре поворачивает на юго-восток и постепенно поднимается к хребту.
|
|
|
16 |
17 |
18 |
Дважды оставляем рюкзаки и идем посмотреть на ближайшие скалы [18,19]. Очень красиво. На пути встретилась живописная избушка [20].
Остановились на обед, пройдя еще минут 5 – до следующего ручья.
После обеда дорога очень быстро закончилась, склон стал круче, наверху скалы, слабая тропа уходит вниз и теряется у крутого кулуара ручья.
Прямо напротив нас виден снежный кулуар, поднимающийся на снежный перевал перед вершиной Шесси [21].
Но чтобы подойти к нему снизу, нужно сильно спускаться по очень крутому лесному склону.
|
|
|
19 |
20 |
21 |
Предприняли разведку: назад до места обеда, затем наверх на хребет.
Подъем не слишком сложный, но набор высоты значительный. Красота наверху неописуемая, видны Шесси [23], Фишт, Aутль [24].
Но явной тропы наверху тоже нет, а скалы впереди явно есть.
|
|
|
22 |
23 |
24 |
Вернувшись к группе, решили идти вперед-вверх под скалами, поднимаясь на хребет. Вначале подъем был довольно крутым,
но затем постенно стал более пологим, и вскоре мы вышли к вертикальной скальной стене прямо на хребте [28].
Около нее даже было место для палаток, к тому же она защищала от ветра. Но мы решили попробовать дойти до вершины Шесси.
|
|
|
|
25 |
26 |
27 |
28 |
Движение по хребту к Шесси затруднялось кустами и кривыми деревьями.
Вероятно, летом идти легче - по тропе, которая у нас была не видна из-за большого количества снегом.
Почти решили остановиться на ночь на снежном перевале перед вершиной [21,32].
|
|
|
|
29 |
30 |
31 |
32 |
Но собрались с силами и уже в сумерках подошли к вершине Шесси.
Палатки поставили на почти ровной площадке, где тропа выходит из кустов на луга перед вершиной[35].
|
|
|
33 |
34 |
35 |
От палаток до вершины около 150 метров на юг. Рядом большой снежник, решающий проблему воды [36].
Дрова тоже есть: в основном сухие сучья кустарников и небольших елочек.
Не зря мы стремились к вершине: виды потрясающие, закатное солнце освещает Фишт [38].
|
|
|
36 |
37 |
38 |
Утром снова поднялись на вершину и сфотографировались на фоне Фишта [40].
C вершины хребет полого спускается на запад, впереди, за долиной Гегопсе, тянется Главный Кавказский хребет [41].
Его высота здесь превышает 1600 м, немного ниже Шесси (1839), но снега там тоже много.
Слева на фото [41] - Батарейная (в снегу), справа - Семиглавая.
|
|
|
39 |
40 |
41 |
Остановились у памятника защитникам Кавказа [42]. Cпуск выполаживается, луга к сожалению кончаются, входим в лес.
Лес красивый, но меньше видно вогруг и идти труднее. Вскоре после вершины 1618 выходим на дорогу.
Около 500 м идем на запад, а затем поворачиваем на юг, спускаемся напролом, потом выходим на старую дорогу.
На местности много лесовозных дорог, необозначенных на карте. Ориентироваться трудно, но помогает навигатор.
Во второй половине дня нашли "поляну трактористов" [44], расположенную на востоке от вершины 1169, остановились на обед.
Разведали дорогу к реке Гегопсе, где раньше был мост. На ночевку встали, не доходя около 1 км до брода через Гегопсе.
|
|
|
42 |
43 |
44 |
Это был ключевой день нашего маршрута. Сумеем ли мы выйти на Главный Кавказский хребет,
чтобы дальше идти по нему на северо-запад к горе Семиглавая, или придется спускаться назад по дорогам в сторону Алтубинала?
Ответ был не очевиден, поскольку описания в интернете не обещали легкого подъема, а наоборот: заросли, колючки и крутяки.
Но мы рискнули. Брод через Гегопсе на месте бывшего моста оказался простым. Однако при другой погоде и большей воде может стать сложным.
Ущелье Гегопсе здесь сужается и ниже брода пороги с довольно крутыми сливами. Место очень красивое, но мрачное даже в солнечный день.
После брода через Гегопсе [46] до следующего правого притока поднимались по дороге вдоль реки.
|
|
|
45 |
46 |
47 |
Затем по заросшей дороге ушли вверх на юго-восток. Затем уже без дороги поднялись по заросшему в нижней части довольно крутому кулуару.
Этот участок был самым крутым и опасным из-за камней [48-50].
|
|
|
48 |
49 |
50 |
Дальше был пологий участок очень красивого леса [51].
Последняя часть подъема по снегу [53] была уже не слишком сложной. Почти весь подъем от реки прошли с предварительной разведкой.
|
|
|
51 |
52 |
53 |
На хребте остановились на обед на большой зеленой поляне [54-55]. Рядом снег, да и вода недалеко.
Кроме того, мальчишкам удалось покататься по длинному снежному склону.
После обеда пошли по тропе вверх на запад, к скальному массиву "Батарейная" [56]. Затем ушли влево траверсом, обходя скалы.
|
|
|
54 |
55 |
56 |
Тропа постепенно стала практически незаметной, скорее всего основная тропа идет верхом через скалы.
После траверса довольно крутых склонов, вышли на широкую травянистую лощину и по ней поднялись на достаточно большую,
почти горизонтальную площадку со снежником, расположенную на 100-150-м ниже хребта с южной стороны [59].
От ветра нас защищал хребет - мы были как бы на балконе, идеальное место для ночевки.
Дети опять катались по снежнику. Воду нашли в маленьком ручейке выше по склону.
В качестве дров использовали прошлогодние сухие трубчатые стебли, но поблизости есть и небольшой лес.
|
|
|
57 |
58 |
59 |
Утром мы оказались над облаками [60].
Но пока собирались и жгли остатки "дров", облака поднялись и первые километры по хребту мы прошли в тумане.
|
|
|
60 |
61 |
62 |
Некоторое время нас сопровождал полудикий конь: то поджидал нас около тропы, то носился вокруг.
Потом куда-то пропал.
|
|
|
63 |
64 |
65 |
Тропа в основном простая, кустов немного, снега почти нет, подъемы и спуски плавные.
Постепенно облака рассеялись и стало совсем тепло.
|
|
|
66 |
67 |
68 |
На обед остановились у истоков ручья, текущего на северо-восток от перевала перед подъемом на вершину 1453 -
первую вершину в массиве Семиглавой [69-70].
На перевале памятник защитникам Кавказа и памятник Андрею Долматову, 13-летнему подростку из спасотряда,
погибшему в ноябре 1988 от переохлаждения [71].
|
|
|
69 |
70 |
71 |
После обеда поднялись на вершину 1453 [72-73].
|
|
|
72 |
73 |
74 |
Затем, обходя вершину слева (с юга), вышли на седловину [74-75].
Хорошей тропы нет, видимо, она обходит вершину справа (с севера).
Немного поднялись на склон следующей вершины и с трудом пробравшись через непролазные кусты,
вышли на небольшое плато, по которому идет основная тропа. Здесь остановились на ночлег.
|
|
|
75 |
76 |
77 |
Пожалуй, место этой ночевки было самым красивым на маршруте [77-78].
Желающие успели подняться на ближайшие вершины и посмотреть закат.
|
|
|
78 |
79 |
80 |
Утром мы поднялись на вершину 1425, на карте обозначенную как Лысая.
Наверху бнаружили табличку, из которой следовало, что с 2004 года эта вершина назавается горой Кашина[82].
Дальше по хребту основная тропа идет верхом по скалам.
|
|
|
81 |
82 |
83 |
Путь по скалам не слишком сложный, но требует внимания и аккуратности.
|
|
|
84 |
85 |
86 |
После скал путь совсем простой до самой северной вершины массива Семиглавой [95].
Есть автомобильные следы.
|
|
|
90 |
91 |
92 |
Спускаемся на запад к границе леса [96].
В лесу выходим на дорогу. На местности дорог гораздо больше, чем на карте.
С помощью навигатора удается найти дорогу, соответствующую на карте тропе по урочищу Третья Рота.
Рассказывают, что во время войны здесь научили ослика Яшку по этой тропе носить патроны и раненых,
поэтому одно из ее названий - Яшкина тропа. Деревья - огромные [97]. Водятся медянки [98].
Спуск с хребта до р. Пшенахо - более 1 км по высоте.
|
|
|
96 |
97 |
98 |
После выхода на дорогу, которая идет вдоль реки, прошли на запад менее километра и остановились
на ночевку справа от дороги перед ручьем. За ручьем через небольшой лесок - какое-то производство,
вероятно, лесопилка. Более симпатичнай стоянка - слева от дороги - у реки перед впадением ручья.
Как нам потом сообщили водители, где-то рядом есть дольмены.
Первую половину дня шли несколько километров по дороге вдоль реки.
Пожалуй, это была самая неинтересная часть пути.
К обеду пришли к турбазе "Анастасиевские поляны". Действительно - большие поляны, пруды.
Поговорили с персоналом о возможности ночевки на их территории, говорят, что ночью выпускают собак.
Тогда мы решили пообедать, поднявшись вверх по ручью, сбегать на водопады ("Шпичатский поток"),
а потом вернуться к дороге и вечером уехать на море за Туапсе в район скал Киселева.
Водопады оказались, хотя и небольшие, но симпатичные, с большой "ванной" для купания [101].
Народу туда ходит относительно много, но больше днем, чем вечером.
Ста рублей, указанных на стенде около тропы [99], с нас никто не потребовал.
Выше водопадов тропа ведет на вершину Два Брата (921 м), но мы туда уже не успевали.
|
|
|
|
99 |
100 |
101 |
102 |
Около 18 вечера за нами приехали 4 машины под предводительством Сергея (причем позвонили мы ему всего часа за два).
Оказалось, что приключения этого дня еще далеко не закончились.
Сначала остановились неподалеку от дольменов, мы их сразу нашли и осмотрели [102-105].
Но жадные до впечатлений потребовали поисков геоэкшингского тайника, который был где-то в 500 м.
По пути пришлось спуститься с горы, перейти вброд реку, продраться через заросли колючек, и народ подрастерялся.
В результате нашли огромную древнюю гору камней "Храм Солнца", сам тайник не нашли,
зато всего за полчаса беготни удалось найти Гришу и Сашу, а точнее - они нашлись сами.
|
|
|
103 |
104 |
105 |
В Туапсе разделились: уазики в основном с детьми поехали к скалам Киселева, а две легковушки с родителями - в магазин за продуктами.
Дети под руководством Саши успели в сумерках спуститься по скалам на пляж и поставить лагерь.
Родители больше полутора часов провели в магазине и приехали на скалы уже ночью с огромным количеством сумок с едой и водой.
Спуск со всем этим к морю - незабываем. Очень помогли водители - Сергей с другом.
Праздничный салют в Туапсе мы не видели, а только слышали, поэтому, собравшись вместе,
мы выстрелили из своей ракетницы в честь праздника и завершения спортивной части похода.
10-11 мая
"Скалы Киселева" - очень красивое место в нескольких километрах на запад от Туапсе.
Почти отвесные скалы, спускающиеся в воду отгораживают большой галечный пляж [106].
В нижней части спуска тропа довольно круто идет по скалам [116].
Несколько ручейков спускаются из леса, но, к сожалению, из-за большого количества отдыхающих, вода в них плохая.
В основном приезжают днем, вечером пляж пустеет. Многочисленные туристические стоянки есть наверху скал и в лесу.
|
|
|
106 |
107 |
108 |
Целый день мы купались и загорали, дети резвились по-своему.
Днем к пляжу на полчаса причаливает кораблик [112]. Мы задумали возвращаться в Туапсе на нем.
|
|
|
112 |
113 |
114 |
Однако на следующий день корабль не пришел, и по телефону нам с ним не удалось договориться.
Снова позвонили Сергею и он прислал за нами автобус. Пришлось попыхтеть, выбираясь наверх [116].
Из Туапсе поездом приехали в Адлер. Перед отлетом дети успели вдоволь поиграть во внутреннем дворике аэропорта [117].
|
|
|
115 |
116 |
117 |
О маршруте
В целом маршрут нам понравился: он необыкновенно красив. Протяженность его невелика - по карте около 50 км,
по навигатору (с учетом разведок - более 70). Тем не менее, это был не слишком легкий поход.
Три раза за семь дней мы поднимались более, чем на 500 м. Некоторые участки маршрута мы шли с полной разведкой,
чтобы избежать ошибок при потере и наборе высоты и сэкономить силы детей, выбрать наиболее безопасный путь,
или проверить наличие воды. Нам очень повезло с погодой: было тепло, не было дождей и сильного ветра.
Маловероятно, что нам удалось бы в плохую погоду в таком составе пройти этот маршрут полностью.
Мы очень благодарны Сергею Михайленко [1] (+7 918-627-8954)
за надежную, очень оперативную и благожелательную транспортную поддержку.
Фотографии Сергея и Ани
Фотографии Миши
|